
KPI для руководителя отдела продаж помогают оценить эффективность работы. Чтобы успешно управлять продажами в 2024, следует разобраться, как определяется каждый из этих показатели и как ими пользоваться, чтобы мотивировать персонал организации.
Содержание
- 1. Ключевые показатели эффективности
- 2. KPI для руководителя отдела продаж
- 3. Эффективность руководителя отдела продаж
- 4. KPI для улучшения процессов продаж
- 5. Какие показатели не нужны в матрице KPI РОП
- 6. Мотивация руководителя отдела продаж с помощью KPI
- 7. Ошибки при внедрении KPI для директора по продажам
Ключевые показатели эффективности
Современный бизнес требует выстроить определенную систему важных показателей, которая продемонстрировала бы, какой результат приносит деятельность сотрудников компании — и рядовых менеджеров, и руководителей. Благодаря KPI измеряют степень достижения целей и проанализировать, насколько эффективны бизнес-процессы в числовом виде.
Отдельно выделяют KPI руководителя отдела продаж, которые помогают оценивать работу персонала, оптимизировать расходы и заниматься планированием. Также этот аспект помогает мотивировать работников и на руководящих, и на рядовых должностях и повысить их продуктивность.
Можно собрать большое количество показателей, но в таком случае возникнут сложности с анализом данных. Потому придется разобраться на примере, на какие из них следует обращать внимание в первую очередь.
KPI для руководителя отдела продаж
Необходимые к рассмотрению показатели KPI, когда нужно оценить работу РОПа:
- Личный результат (количество сделок с клиентами, встреч, кейсов, переговоров).
- Общая конверсия — цифра закрытых сделок по отношению к общему количеству запросов клиентов. Показывает эффективность менеджеров, а также используемых техник.
- Объем продаж. Помогает оценить, успешно ли работает отдел, проанализировать результат по периодам и спланировать дальнейшее развитие.
- Средний чек — средняя величина сделки с клиентом, напрямую влияет на прибыль.
- Продолжительность цикла продаж — период, необходимый, чтобы пройти путь от привлечения покупателя до закрытия сделки с клиентом. Чем меньше времени требуется, тем быстрее оборот капитала компании.
- План продаж для всего отдела.
Key Performance Indicators для руководителя должны отражать не только личный результат, но и эффективность работы команды менеджеров, а также то, какое влияние деятельность отдела оказывает на компанию и клиентскую аудиторию.
Эффективность руководителя отдела продаж
KPI директора по продажам должны поддаваться простому и понятному расчету. В формулу можно включить до 4 показателей такого типа:
- объем звонков с договоренностью о встречах с клиентом;
- число результативных встреч с клиентами, завершившихся сделками;
- количество новых клиентов за установленный промежуток времени;
- финансовый результат за месяц, сумма потенциальной выручки и т. д.
Как итог, KPI будут отражать специфику бизнеса. В крупных компаниях может быть несколько отделов продаж с собственными задачами, потому значения используются разные. В отдельных случаях об эффективности руководителя говорит наличие обучающих занятий для менеджеров.
Также, например, в KPI могут включаться результаты:
- производительность работы отдела продаж (процент от общего плана за установленный период);
- каждого менеджера. Пример: если в отделе 10 человек, и только двое из них достигли 80 % личного плана, это говорит о плохой работе управленца.
Директор компании может определить необходимые показатели KPI и проверить, какие задачи ставились перед РОПом, какого результата нужно было достичь и насколько это соответствует реальности.
KPI для улучшения процессов продаж
Чтобы улучшить управление процессами и сделать наглядными результаты, KPI должны устанавливаться как SMART-цели, то есть должны отвечать следующим ключевым критериям:
- конкретность,
- измеримость,
- реалистичность в достижении,
- релевантность,
- точность срока выполнения.
Анализировать и учитывать показатели KPI требуется регулярно. Такой анализ поможет обнаружить проблемные области и внести коррективы, чтобы исправить ситуацию.
Также KPI являются подходящей мотивацией и для руководителей, и для персонала, на их основе можно выстроить обратную связь, указывая, какие моменты нужно изменить, чтобы добиться поставленных целей или улучшить результат деятельности.
Какие показатели не нужны в матрице KPI РОП
Существуют измеримые показатели, которые становятся необходимыми ориентирами для создания матрицы KPI для руководителя отдела продаж. Но в работе управленца используются и другие качества и характеристики, измерить которые невозможно:
- авторитет среди сотрудников;
- задатки лидера;
- способность реагировать на нестандартные ситуации;
- коммуникативные навыки и другие.
Не нужно обдумывать, как учесть это в матрице. Достаточно определить те, что можно выразить в числовом эквиваленте: количество назначенных встреч с клиентами, заключенных контрактов и объем реализованной продукции.
Например, как поставить достижимую цель для РОПа: взять максимальное значение, а затем увеличить на 10%.
Мотивация руководителя отдела продаж с помощью KPI
Продажники ориентируются на РОПа, что следует использовать, чтобы показать персоналу, как работают KPI и как от них зависит размер оплаты труда. Рядовые сотрудники прислушиваются к начальнику, хорошо разбирающемуся в вопросе.
В системе мотивации РОП может получать бонус за то, как подчиненные выполняют план продаж, хоть сам он не продает. Так, заплата для топ-менеджера и лида может включать оклад и премию, которая состоит из нескольких частей:
- за выполнение плана для отдела продаж;
- за то, что прочие менеджеры достигли заданного уровня KPI;
- за рост продаж и процент выручки.
Прозрачная система помогает менеджерам увидеть разницу между их результатами и тем, чего добивается управленец. Если руководитель из месяца в месяц стабильно достигает поставленных перед ним целей, это положительно влияет и на весь отдел.
Система мотивации включает и штрафные санкции, которые можно применять за ошибки в отчетной документации или за сокрытие связанных с управлением проблем, если последнее было сделано намеренно. Стоит учитывать, что подобные моменты могут указывать на то, что у управленца недостаточно опыта или знаний. В этом случае следует направить его на обучение, а не наказывать.
Мотивация работает только в том случае, если сотрудник понимает, какого именно результата он должен достичь, чего он уже добился в текущий период и какой бонус за это получил.
Ошибки при внедрении KPI для директора по продажам
Если система показателей не работает, следует проверить, не закрались ли при создании типичные ошибки:
- Установлены нереалистичные цели, которых невозможно достигнуть в текущих условиях.
- Количество KPI слишком велико, потому их трудно отслеживать. РОП может оперировать 2–4 показателями.
- Велико число понижающих коэффициентов или штрафов, что тормозит движение к цели.
- Расчет KPI слишком сложный.
Ежегодно следует пересматривать зарплату как для руководителя, так и для рядовых сотрудников отдела продаж, чтобы обнаружить слабые места и скорректировать их. Состояние рынка нестабильно, и меняющиеся обстоятельства требуют внимательного отношения к данному вопросу.

11 декабря, 2024

11 декабря, 2024

11 декабря, 2024

11 декабря, 2024