Чтобы оценить работу менеджеров, компании используют KPI — ключевые показатели эффективности. Это цифры, которые показывают, насколько хорошо выполняются задачи в отделе.
Важные показатели эффективности KPI — что это означает
Система KPI (Key Performance Indicator) включает важные показатели эффективности, которые помогают понять, достигает ли компания поставленных целей.
Для бизнеса это чаще всего:
рост прибыли,
увеличение среднего чека,
продажа нужных товаров,
высокая конверсия из заявки в сделку.
Как измеряют KPI
Каждый KPI — конкретная цифра или процент.
Например:
25 продаж в месяц,
выполнение плана 70%,
конверсия из звонка в покупку 18%.
Важно понимать, что такой ключевой показатель помогает отслеживать прогресс, быстро понимать, что работает, а что нужно улучшить, чтобы управлять бизнес-процессами.
Хотите достигать амбициозных целей, но не знаете, с чего начать? В видеоролике разберём, как правильно ставить чёткие цели на практике, и находить подход, чтобы осуществлять задуманное в реальности. Готовы сделать шаг к личным большим успехам?
Смотрите видео ниже
Зачем рассчитывать KPI в продажах
Система KPI помогает перевести цели компании в конкретные цифры. Это делает работу прозрачной — видно, где всё идёт по плану, а где наблюдаются проблемы.
Связать общие цели бизнеса с задачами отделов и отдельных сотрудников.
Чётко обозначить ответственность — каждый в команде знает свой пул обязанностей.
Пример индивидуальных KPI для менеджера по продажам
Выделяют также метрики по продукции — KPI, связанные с продажей конкретных товаров или услуг. Они помогают понять, какие предложения приносят максимум прибыли.
Виды KPI: что именно можно измерять
KPI в продажах делят на несколько основных групп:
По затратам — помогают понять, сколько ресурсов тратится на достижение целей.
По производительности — показывают, какой загруз у сотрудников, бюджет и инструменты.
По эффективности — отражают, насколько результат окупает вложения и перекрывает ли расходы— например, сколько клиентов пришло на каждый инвестированный рубль.
По результату — оценивают итог работы: сколько сделок, какая выручка, какое количество лидов, насколько выполнен план продаж, какая доля.
Также KPI делят на два типа:
Опережающие — текущие показатели, которые можно корректировать, чтобы выйти вперед.
Запаздывающие — отражают конечный результат и помогают оценить общую стратегию, например, рост выручки или прибыли.
Как построить такой отдел продаж, который продает планово, много, эффективно: скачайте методологию компании «Фактор продаж» — «Реформа отдела продаж».
Правила расчета KPI: основные правила и примеры
Важно знать, как рассчитать показатели? Для расчёта KPI часто используют таблицу — матрицу, в которой отражены все ключевые параметры:
вес — насколько важен показатель для компании (от 0 до 1);
база — пороговые значения, ниже которых нельзя падать;
норма — средний результат за период;
цель — целевой показатель, к которому нужно стремиться;
факт — точная цифра достигнутого.
Чтобы понять, насколько близки к цели, используют индекс — отношение факта к цели (факт / цель).
Итоговую эффективность по всем KPI считают по формуле:
(Индекс KPI 1 × Вес KPI 1 + Индекс KPI 2 × Вес KPI 2 + Индекс KPI 3 × Вес KPI 3) × 100
Если итоговый коэффициент меньше 100 — значит, план не выполнен.
План/факт достижения индивидуальных KPI менеджера по продажам
Как внедрить KPI: план по шагам
Внедрение KPI осуществляется в несколько этапов. Все начинается с постановки целей и выбора метрик, которые помогут их достичь.
Определение ключевых показателей
Сначала нужно понять, каких результатов хочет добиться компания, какая стратегическая цель. Затем — выбрать показатели, на которые реально может повлиять сотрудник для достижения бизнес цели.
Например, если цель — увеличить выручку, то стоит отслеживать число завершенных сделок и средний чек. Именно эти два показателя и станут KPI для менеджера. Нужно поставить задачу для конкретного сотрудника, чтобы он был в курсе.
Также при определении показателей учитывают специфику конкретного бизнеса, этап воронки, на котором работает сотрудник, и его зону ответственности. Нужно анализировать и улучшать, тогда система KPI действительно станет эффективной.
Хороший KPI должен соответствовать принципу SMART:
конкретный (Specific),
измеримый показатель (Measurable),
возможный для достижения (Attainable),
релевантный (Relevant),
определенный по времени (Time-bound).
Определение KPI — задача руководителя отдела и ключевых сотрудников команды.
Найди настоящего руководителя отдела продаж
Или прокачай того, кто возглавлет ОП прямо сейчаc
Как работать с KPI после внедрения
После того как выбраны цели и показатели, важно грамотно выстроить систему, которая поможет управлять результатами и мотивировать работников.
Построение KPI матрицы
Матрица KPI — таблица, в которой видно, какие цели будут достигать и как каждый сотрудник движется к выполнению KPI.
Иногда используют базовые версии — с основными метриками и плановыми значениями KPI сотрудника. Этот показатель иногда создают в виде графика, диаграммы.
Операционный отчет отдела продаж
Настройка системы мотивации сотрудника
KPI напрямую связаны с зарплатой. Одна из популярных схем — фиксированная часть + бонус за выполнение плана.
Также можно использовать:
премии за квартал и год,
дополнительные дей-офф,
оплату обучения или путешествий.
Важно, чтобы система была понятной и справедливой. Показатель сотруднику должен быть понятен – он должен знать за что получает деньги и как может влиять на доход.
Обучение и прозрачность
Сотрудникам нужно объяснить, как определить KPI:
зачем выбраны именно эти KPI,
как их вклад влияет на достижение общих целей,
как именно рассчитываются бонусы.
После этого важно получить обратную связь и скорректировать процесс так, чтобы человек мог сам отслеживать результаты и ориентироваться в системе без помощи руководителя. Как мы урегулировали систему продаж и увеличили продажи в 3,5 раза за 6 месяцев в компании, связанной с логистикой — читайте кейс.
Анализ и корректировка
Через некоторое время после внедрения систему нужно оценить эффективность.
Делают проверку по каждому показателю:
есть ли улучшения в качестве работы,
стали ли сотрудники достигать целей,
не вызывает ли система сопротивления или недовольства.
Если результаты остаются слабыми, значит, текущие критерии оценки не отражают реальную картину – их стоит пересмотреть и адаптировать под задачи и возможности команды.
Как сделать план продаж вдохновляющим, а не формальным показателем для вашего бизнеса – читайте в статье.
Плюсы и минусы системы KPI
Что дает внедрение KPI:
позволяет оценить результаты работы компании или одного менеджера;
KPI помогает выявлять слабые места и точки роста и развития бизнеса;
оценить вовлеченность и результативность, исключая субъективные факторы, кто стал отставать, а кто наоборот делает успехи на пути к реализации целей;
делает планирование точнее, а решения — обоснованными, происходит автоматизация процессов;
дает возможность управлять показателями и влиять на результаты, которые связанные с эффективностью работы.
С какими сложностями чаще всего встречаются:
разработка и внедрение системы оценки для каждого отдела требует времени, особенно в крупных компаниях;
часто нужны сервисы, требующие оплаты, для контроля, отчетности и отслеживания;
если цели завышены или занижены, это демотивирует сотрудников и мешает команде работать эффективно.
Большинство проблем решается, если показатели реальные, понятные и привязаны к задачам бизнеса.
Аудит системы продаж в компании
Первый шаг к увеличению денег в кассе
Кейсы грамотной работы с KPI отделов продаж
KPI отдела продаж — не просто цифры, а мощный инструмент повышения эффективности персонала и полезный индикатор. В «Факторе продаж» мы помогаем определить ключевые показатели, которые действительно влияют на выручку компании, и делимся примерами успешных внедрений таких метрик.
При планировании и внедрении системы KPI компании часто встречаются с ошибками. Вот самые распространенные:
разные отделы компании используют собственные метрики, не учитывая общие цели бизнеса;
показатели не измеряются — например, «лояльность клиента к компании»;
сотрудник не может повлиять на результат — KPI определены на команду, а не на одного сотрудника;
нет прозрачной системы поощрений: бонусов нет, а штрафы применяются вне зависимости от достижений;
менеджер не понимает, как складывается зарплата и не может отслеживать результаты в течение месяца.
Эти ошибки снижают мотивацию и делают систему KPI для галочки. Чтобы модель действительно работала, важно сделать ее понятной и справедливой.
Если видите сложности при оценке эффективности и разработке показателей KPI, проведите диагностику отдела продаж. Дадим чёткие рекомендации: как увеличить конверсии в продажу минимально в 2 раза, что сделать, чтобы менеджеры устойчиво выполняли планы и управляли продажами на основе цифр.